Риск-менеджмент, этапы становления
18.02.2021
Фраза «управление рисками» все чаще звучит среди собственников отечественного бизнеса. Даже пребывающие в счастливом оптимизме руководители компаний, которых не задела волна пандемии и кризисные явления в экономике, все чаще задумываются о возможных последствиях игнорирования внутренних и внешних угроз.
К сожалению знать и понимать — не означает внедрять и контролировать. И дело не в том, что у компании плохое или хорошее руководство. Мозг человека получает информацию, анализирует, прорабатывает выгоду, видит цель и не видит препятствий. Сознание прячет или нивелирует риски. Появляется договор с непроверенным и на все готовым контрагентом, не лояльные к компании сотрудники по совместительству работают на конкурентов, новый проект запускается без пилотирования и адаптационной проработки. Предприятие сталкивается с проблемами быстрых и необдуманных решений, которые приводят к потерям вплоть до приостановления деятельности.
Этапы формирования риск-менеджмента
Внедрение функций комплаенс сегодня неизбежно только для компаний ориентированных на сотрудничество с зарубежными партнерами. Предприятия, работающие на украинский рынок, осуществляют управление рисками на добровольной основе. Самостоятельно разрабатывают схему и чек-лист контроля.
Основные этапы развития системы управления рисками можно представить следующим образом:
1. Реагирование
Проблема возникла, аккумулируются все силы компетентных штатных сотрудников, привлекаются бизнес-адвокаты для минимизации последствий. После «тушения пожара» руководитель проводит мозговой штурм, чтобы очертить карту рисков и назначить ответственных за формирование основных направлений защиты бизнеса.
- 2. Образование
На основе анализа сформирован перечень систематически возникающих рисков. Определены сотрудники, ответственные за разработку превентивных мер, разработку документов, регламентов, норм этического поведения сотрудников. Заключается договор с адвокатским объединением для управления регуляторными рисками. Адвокаты помогают компании прогнозировать изменения в нормативно-правовой среде, своевременно адаптироваться. Предоставляют консультационные услуги по правовым аспектам налогообложения, совершенствованию внутреннего контроля.
3. Структура создана, описывается документально
Руководитель компании лично возглавляет команду риск-менеджмента. Сформирован пакет документов. Осуществляются меры по интеграции правил в основной менеджмент компании и корпоративную культуру. Анализируется обратная связь от сотрудников, при необходимости вносятся корректировки. Нововведения должны быть понятны и приняты сотрудниками. Внедряются чек-листы контроля и механизмы дальнейшего самосовершенствования, автоматизации. Прорабатываются импульсивные и имиджевые риски.
4. Развитое подразделение
В зависимости от специфики бизнеса, в подразделение по управлению рисками входят от трех до шести специалистов.На системной основе проводится обучение и оценка персонала. Присутствует экспертный внешний мониторинг функций, договора на адвокатское сопровождение бизнеса, в том числе и экстренную помощь адвоката при возникновении нестандартных ситуаций. Периметр рисков прогнозируется и контролируется. Оперативно срабатывает предотвращение угроз по всем направлениям работы.